Повествует об этом «Сказание о построении града Ярославля», взятое из рукописи Самуила Миславского, бывшего в 1776—1783 годах архиепископом ростовским, а затем ярославским.
Ярослав Мудрый являлся наместником своего отца, киевского князя Владимира Святого в Ростове с 988 по 1010 год. При нем Ростов стал опорным пунктом христианизации северо-восточных земель. Ростовская епархия учреждена первой епархией на землях, входящих в состав современной России, через три года после принятия христианства Владимиром – в 991 году. Около 1010 года Ярослав основал на месте слияния рек Которосли и Волги город Ярославль.
С особенной силой «бесовское наущенье и действо» проявилось в Ростово-Суздальской земле, где язычество крепко держалось среди коренного населения. Любопытным литературным памятником, живописующим непростую обстановку, в которой приходилось действовать княжеской власти на окраине восточнославянского мира, является «Сказание о построении града Ярославля». Из него мы узнаем, что некогда, неподалеку от места слияния рек Волги и Которосли, где суждено было возникнуть новому городу, было селище, называемое Медвежий угол.
Живущие в нем язычники поклонялись Волосу, скотьему богу. В честь его было возведено святилище, при котором находился волхв, который поддерживал священный огонь и приносил идолу жертвы. Он также занимался прорицаниями и за это был весьма почитаем среди местных жителей. Однако, если с его стороны случался недогляд, и священный огонь гас, то волхва «люто истязали», после чего убивали и сжигали труп. Жители Медвежьего угла занимались скотоводством, однако основным их занятием был разбойный промысел на Волжско-Балтийском торговом пути (из варяг в арабы).
Так продолжалось до тех пор, пока в Ростов не приехал Ярослав (начало его ростовского княжения летописи датируют концом 80-х гг. Х в).
Основными обязанностями князя считалась «защита пределов» (границ) и контроль торговых путей, так как при пересечении границ княжества все торговцы должны были платить 1/5 часть объявленной стоимости товара («пятинный сбор»), что являлось одним из важных источников пополнения казны.
Желая положить конец грабежам, он нагрянул с дружиной в Медвежий угол. Язычники ополчились против него, но были разбиты, после чего «клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки ему даяти». Тем не менее они решительно воспротивились крещению, на котором настаивал Ярослав.
Князь ушел в Ростов, однако через какое-то время вернулся в Медвежий угол. Теперь, наряду с дружиной, его сопровождали епископ, священники, дьяконы и церковные мастера.
На этот раз язычники не осмелились сами вступить в бой с княжеским войском, но выпустили на них из клети «люта зверя и псов». Храбрость Ярослава спасла его спутников: князь поразил секирой «лютого зверя» (речь, очевидно, идет о медведе — священном животном бога Велеса/Волоса), а псы, струсив, убежали.
Растерявшиеся обитатели Медвежьего угла запросили пощады. На следующее утро Ярослав заложил рядом с их селищем город, который назвал «во свое имя» Ярославлем. На месте, окропленном святой водой, князь лично водрузил деревянный крест, ознаменовав начало строительства храма пророка Илии, так как его победа над «хищным и лютым зверем» состоялась в день памяти этого святого (2 августа/20 июля).
Их обращение произошло много позднее, в год, когда Ростовская земля подверглась сильной засухе. Молитвы Волосу о дожде не помогали. Тогда священник Ильинской церкви спросил язычников, уверуют ли они, если заступничеством Пресвятой Богородицы и пророка Илии на землю изольется дождь. Те ответили утвердительно. В их присутствии был отслужен молебен, после которого небо заволокло тучами, и начался ливень. Потрясенные могуществом христианского Бога, жители Медвежьего угла сами сожгли идол Волоса и все поголовно крестились.
До 1218 года Ярославль входил в состав Ростовского княжества, а затем обрел самостоятельность, которая закончилась в 1463 году. Ярославский князь Александр Брюхатый продал Ярославское княжество московским князьям.
Со времен основания нашего города прошло много времени, более тысячи лет, а флаг и герб нашего города до сих пор отражают древние события. На серебряном щите изображен стоящий на задних лапах медведь. Медведь держит в левой лапе золотую секиру. Сверху над медведем - шапка Мономаха.
Чтобы увидеть памятник основателю города - князю Ярославу Мудрому, достаточно прийти на площадь Богоявления. Надо добавить, что в нашем городе есть еще одна скульптура Ярослава Мудрого на Стрелке в составе памятника 1000-летию Ярославля, открытого в 2010 году.