Именно с храмовой архитектурой Ярославля неразрывно связано и его неповторимое изразцовое искусство. Местными мастерами был создан не только узнаваемый, типично ярославский узор, но и собственная цветовая гамма из 5 цветов: бирюзового, желтого, синего, белого и коричневого. Ярославское традиционное «пятицветие» могло включать до 45 оттенков.
Самым популярным мотивом была розетка с изображением полевых цветов. В декоре ярославских храмов можно насчитать более десяти видов розеток: с шестью и двенадцатью лепестками и четыре вида розетки – с восемью лепестками. Фризы обычно украшали с помощью орнамента «растительный завиток». Все это многообразие растительных форм в совокупности означающее райское изобилие было очень востребовано в богатом купеческом городе. Искусство, причастное храмовому убранству, неизменно проникнуто глубоким символизмом.
В XVII столетии наш город развивался и богател, строящиеся храмы украшали изразцами по-ярославски – щедро, ярко и дорого. Ярославские мастера превращают крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.
Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) на 18 гончарных заводах работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля.
Красные, терракотовые изразцы цвета обожженной глины найдены в Спасо-Афанасиевском монастыре и церкви Николы Мокрого, храмовый комплекс которого был впоследствии украшен богатейшей полихромной керамикой. Церковь Рождества Христова, стала первым храмом в Ярославле, на белоснежных стенах которого, как изумрудные искры горят привозные плитки цвета травы-муравы. А единственная в Ярославле изразцовая храмозданная надпись, огибает наружные стены церкви под полукружиями закомар.
Церковь Иоанна Златоуста украшает самый известный в России наличник из полихромных изразцов размером 5×8 метров. В изразцовом поясе, идущем под самой крышей церкви, имеются и лики ангелов, и дерущиеся львы. Самых невероятных существа можно увидеть и на 56 каменных столбах кованной чугунной ограды церкви Ильи Пророка, а большие «фасадные» изразцы украшают ее внутреннее убранство.
Единственный в России пятнадцатиглавый храм - Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи был построен в самом конце XVII века, это одно из самых знаменитых произведений Ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета.
Ее изразцовый декор необыкновенен: здесь впервые используется «ярославская строчка», особый способ расположения изразцов на стенах храмов.
Церковь Богоявления - выдающийся памятник русской художественной керамики. Такого количества и такого качества изразцов как на церкви Богоявления, нет вообще нигде. Изразец выступает не только как декор, но и как полноценный строительный материал выдающегося памятника русской художественной керамики.
Алексей Егоров, выдающийся мастер-реставратор, первым в России, в середине ХХ века, разработал технологию реставрации изразцов, его имя увековечено на мемориальной доске рядом с церковью Богоявления в Ярославле.
Масштабный барельеф «Успение Богоматери» - самая большая в мире полихромная икона, высота ее 8,5 метров, а ширина 7 метров, 600 керамических плиток, 60 евангельских персонажей, самые большие — высотой около 3х метров. Лики святых делались целиком. Евгений Тарабин тогда говорил, что самое сложное в работе - поймать настроение иконы, сделать так, чтобы она «цепляла» каждого, кто ее видел.
Орнамент изразцов портала западного входа в Успенский собор, их цветовая палитра сделали тождественным ярославским изразцам XVII-XVIII вв.
Ярославцы по праву гордятся своими художниками - керамистами и своими уникальными изразцами. Пожалуй, нет в России второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение.
Ярославцы продолжают совершенствовать ремесло. Сейчас можно купить ярославские изразцы для фасадного декора или облицовки камина, записаться на мастер-класс по созданию изразца, или купить изразец-сувенир и любоваться орнаментами этого самобытного искусства.